Основная информация

Бейт-Альфа расположен в восточной части Изреэльской долины, у подножья горы Гильбоа. Существует предположение, что это – упоминаемый в Талмуде город Хильфа. В 1929 году, в рамках программы Еврейского университета в Иерусалиме, археологи раскопали в Бейт-Альфа древнюю синагогу.

Синагога представляет собой типичный образец строений подобного назначения, относящийся к византийскому периоду. Многие справочники датируют её постройку VI-м веком, руководствуясь упоминанием в найденном тексте мозаики имени византийского императора Юстина I, правление которого приходится на 518-527 гг. Выводы исследователей указывают на то, что мозаики появились на более ранних фундаментах, в процессе более поздней реконструкции здания. Таким образом, с большим процентом уверенности, можно утверждать, что появление первого здания синагоги относится ко второй половине V-ого века.

Оригинальное здание синагоги с размерами 27,7 х 14,2 метров включало в себя двор (атриум 11,9 х 9,65 м), облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений. Два ряда колонн делили центральный зал на базилику и два прохода (шириной 2,57 м). Строение в целом было традиционно направлено на юго-запад, в сторону Иерусалима. На южной стене (толщина стен 0,7 – 0,85 м) находилась ниша глубиной 2,4 м, выдававшаяся наружу из здания. По всей видимости, здесь располагался арон ха-кодеш.

В центре ниши археологи обнаружили небольшую яму, покрытую каменными плитами, в которой несомненно сохранялся архив (гениза) синагоги. Крыша здания была покрыта черепицей, обломки которой были найдены в центральном зале. Так называемая «эзрат нашим» - «женская часть» - находилась в галерее, над переходами. Многое говорит о том, что у синагоги был второй этаж, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над его определенными частями.

Главная достопримечательность синагоги - прекрасно сохранившаяся мозаика. Мозаика была расположена в центре молитвенного зала. Она состоит из трех частей. В первой, верхней, основным элементом является арон ха-кодеш - шкаф со священными свитками. Над ним «нэр ха-тамид» - «постоянный огонь» - постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам - две птицы, символизирующие собой присутствие божественных существ, херувимов. Непременные семисвечные меноры; внизу - два льва, символизирующие колено Иуды (Иудеи); этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы.

Средняя, центральная часть мозаики, отдана 12-ти знакам Зодиака. Они расположены вокруг круга в котором изображён Восход Солнца. В представлении некоторых исследователей - это женский образ, других - бог солнца Гелиос (Гелий). Но, как бы то ни было, этот образ взлетает ввысь на колеснице, запряженной четвёркой огнедышащих коней. Это полностью совпадает с одним из греческих мифов, согласно которому Гелиос каждое утро с Востока выезжает на подобной колеснице, а вечером спускается в Океан на Западе. Над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года.

И, наконец, третья, нижняя часть мозаики полностью посвящена одному из библейских сюжетов: жертвоприношению Авраамом своего сына Ицхака

Местонахождение: киббуц Хэфци-Ба, шоссе № 71 между городами Афула и Бейт-Шеан. Национальный парк.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв